Президент Единой Лиги ВТБ Сергей КУЩЕНКО поделился воспоминаниями от совместной работы и соперничества с Владимиром Евстафьевичем Родионовым, рассказал о том, каким был вечный президент БК «Автодор» в баскетболе и в жизни, отметил особенности его характера, признался, на какие темы общался с Евстафьичем по телефону, а также раскрыл истинную причину частых тренерских рокировок в Саратове.
Сергей Валентинович, расскажите, пожалуйста, каким вы знали Владимира Родионова?
— Евстафьич, как мы его всегда называли — это наш гуру 90-х годов. Когда мы начинали свой проект под названием «Урал-Грейт», ставший впоследствии знаковым для всего российского баскетбола, то смотрели знаменитые матчи ЦСКА – «Автодор». В тех сериях Родионов был человеком, за которого болела и переживала вся баскетбольная общественность. Все следили за тем, как он собирал команду для борьбы на равных с одним из сильнейших клубов не только России, но и Европы.
Для нас это была показательная история, потому что Евстафьич всегда демонстрировал уровень возможностей не только финансовых. На наших «оперативках» в Перми очень часто звучали фразы: «А вот в «Автодоре», «А вот у Евстафьича…» Ведь на тот момент ЦСКА — «Автодор» – это было дерби из дерби. В то время Владимир Родионов учил нас быть сильными, не допускать ошибок, а главное – показал, каких ошибок не нужно совершать, когда ты хочешь быть на вершине.
Следующий уровень нашей коммуникации – соперничество. В конце 1990-х «Урал-Грейт» и «Автодор» стали принципиальными противниками. У нас с Родионовым всегда было абсолютное уважение друг к другу, которое никогда не пропадало. Но теперь наше баскетбольное противостояние вышло на совершенно иной уровень. Мы знали, что Евстафьич — жесткий во всех позициях. Но иногда его бескомпромиссность в управлении клубом, жесткость к команде на площадке, жесткость в отношении к судьям, чрезмерная эмоциональность влияли на конечный результат и не давали сделать самый важный шаг.
Следует отдать должное тому, что все, что делал Евстафьич, включая его жесткость и эмоции, было ради побед. Этого у него не отнять. Своим громадным трудом, по-хорошему сумасшедшими идеями и эмоциональным характером президент «Автодора» делал вещи, которые дали возможность российскому баскетболу жить в совершенно новой формации и добиться больших результатов. Именно Родионов — это Моня и Хряпа. То поколение парней, которое пришло и по прошествии времени принесло нам невероятное количество побед и медалей на клубном уровне и в национальных сборных.
Согласны с тем, что у Владимира Родионова была способность разглядеть талантливых ребят?
— Возможно, я смотрю с олдскульной позиции, но у меня есть твердое убеждение, что за весь последний период только два человека могли увидеть и раскрыть в маленьком парне талант, который дальше можно развивать. Это Анатолий Иосифович Штейнбок и Владимир Евстафьевич Родионов. Эти люди, возможно, не так много поднимали над головой кубков, но они проделывали самую важную работу. Евстафьич находил целые плеяды игроков. Его шаги давали возможность развиваться ребятам, которые потом показывали баскетбол высокого уровня и заходили в элиту. Достижения Сереги [Мони] и Вити [Хряпы] говорят о многом. Под высоким номером на драфте НБА выбрали Ярослава Королева. Родионов умел находить и отличных легионеров.
Когда я со своей командой уже пришел в ЦСКА, то очень часто набирал по телефону Евстафьича и интересовался его мнением по игрокам. Он практически наизусть знал всю «поляну». Вот такой Владимир Родионов разносторонний — личность широкого баскетбольного масштаба. Я уж не говорю, сколько баскетболистов приличного уровня вышли из его системы.
Назову одну черту Владимира Евстафьевича, которая меня поражала. Он всегда говорил обо всем предельно откровенно. Если не видел в человеке баскетбольного будущего, то прямо предлагал ему переходить в другой вид спорта. Без сантиментов и подводок.
Евстафьич четко понимал, как вести талант. В настоящее время много разговоров о системе подготовки «Локомотива-Кубань», где отлажен этот механизм. Но ведь первым такую систему создал Родионов в «Автодоре». Именно он предоставлял 18-летним парням, в которых чувствовал перспективу, много игрового времени и прощал им ошибки. Посмотрите, что из этого вышло. Андрей Ведищев сейчас делает практически то же самое в Краснодаре, но в современных условиях.
Есть ли у вас самое яркое воспоминание, связанное с Владимиром Родионовым?
— Таких историй очень много, но почти ни одной из них нельзя поделиться (смеется). Когда меня пригласили в ЦСКА, именно Родионов позвонил мне и сказал: «Хочешь завтра побеждать? Приди и посмотри моих парней». Эта фраза дала виток новому ЦСКА, который мы, наверное, знаем до сих пор. Но все началось именно тогда, когда мне почти с нуля пришлось формировать «армейскую» команду. Когда нам удалось подписать Душана Ивковича, Евстафьич первым делом заявил: «Ты молодец, что взял именно его. Потому что Ивкович умеет раскрывать таланты так же, как я».
Каким было влияние Владимира Родионова на выступление «Автодора» в Единой Лиге ВТБ?
— Он никогда не изменял своей системе. Продолжал искать молодые таланты и давал им шансы раскрыться. Евстафьич всегда находил перспективных парней. Было заметно, что у него в Саратове есть возможности для развития, которые он предоставлял этим ребятам. В Лиге ВТБ «Автодор» в баскетбольном плане всегда выглядит очень прилично. В управлении Евстафьич был большим любителем менять тренеров и ротировал их чаще, чем игроков. Но именно так он выражал свое недовольство. Демонстрировал то, что его не устраивает и что его не слышат в той системе, в которой он хотел бы, чтобы развивались игроки и команда. Сменами тренеров Владимир Родионов полностью менял стиль и рисунок игры своей команды, чем всегда удивлял соперников на площадке.
Приятно, что в «Автодоре» сейчас продолжают следовать философии Евстафьевича. Я вижу, как новое руководство и тренерский штаб также стремятся развивать молодых игроков. Отмечаю, как, например, Пранаускис получает хорошие минуты, даже когда ошибается. Дмитрий Халдеев сейчас прогрессирует с невероятной скоростью, а воспитанник саратовского клуба Александр Петенев выступает за сборную России. Именно доверие позволяет этим игрокам постепенно выходить на более высокий уровень баскетбола. «Автодор» и сегодня — это такие андердоги с высоким уровнем баскетбола и дисциплины.