Президент «Автодора» Олег РОДИОНОВ в обстоятельном интервью клубной пресс-службе раскрыл подробности летней трансферной кампании, оценил выступление «черно-белых» на осеннем отрезке сезона и работу Миленко Богичевича на посту главного тренера команды, сформулировал турнирные задачи на сезон, ответил на вопрос о финансовом положении клуба, назвал причины расставания с Егором Кулешовым и нестабильной игры Калеба Агады, объяснил, почему стал реже читать комментарии болельщиков в социальных сетях, а также поделился тем, как прошел год без Владимира Евстафьевича.
Олег Владимирович, минувшим летом вы провели первую полноценную селекционную кампанию в качестве президента клуба. Поделитесь, пожалуйста, каким критериям следовали при формировании состава «Автодора»? Как оцените трансферы?
— Считаю, мы хорошо укомплектовали команду. При выборе баскетболистов старались следовать тем же принципам, которыми руководствовался Владимир Евстафьевич Родионов. На протяжении десятилетий в «Автодоре» сложилась четкая система поиска и отбора игроков под определенную концепцию. Возглавив клуб, я не собирался ломать механизм, который успешно функционировал и давал результат. Потребовалось лишь немного адаптировать систему под обстоятельства в связи с уходом отца из жизни. Так, если раньше принципиальные решения по трансферам принимал Евстафьевич, то сейчас последнее слово остается за главным тренером. Летом мы занимались подбором кандидатур, а Богичевич утверждал новичков и комплектовал команду под свое видение баскетбола. При этом сербский специалист учитывал как спортивные навыки игроков, так и их человеческие качества, ведь атмосфера внутри коллектива чрезвычайно важна.
С кем труднее всего шли переговоры?
— С Уизерспуном. Американский защитник уже прилетел в Турцию, но в последний момент передумал и перестал выходить с нами на связь. Испанский форвард Марк Гарсия поставил подпись под контрактом, но после атаки беспилотника также отказался приезжать в Саратов. С остальными игроками переговоры проходили в штатном режиме.
Как оцените выступление «Автодора» в осенней части сезона?
— В связи с тем, что мы по объективным причинам поздно закончили комплектование, нам пришлось сыгрываться после начала чемпионата. Плюс череда травм. На мой взгляд, последние матчи перед международной паузой показали, что «Автодор» способен достойно биться с любым соперником. С нетерпением ждем, когда команда соберется в полном составе и покажет свой баскетбол.
Обозначьте, пожалуйста, турнирные амбиции «Автодора» в нынешнем сезоне?
— Задача прежняя — попасть в плей-офф.
Есть ли планы подняться выше текущего седьмого места в таблице?
— Конечно, хочется финишировать в шестерке по итогам чемпионата. Впереди длинный сезон, многое будет зависеть от скамейки и травм. Постараемся показать свой максимум.
Каково ваше мнение по поводу изменения формата регулярного чемпионата Единой Лиги ВТБ? 44 игры для команды — не перебор?
— Пока непонятно. Отыграем, а там посмотрим. Плотный, интенсивный график, но сейчас рано делать выводы.
Насколько уверенно клуб чувствует себя в сложившейся экономической реальности?
— У «Автодора» стабильное финансовое положение, бюджет утвержден. Так что у болельщиков нет поводов для переживаний. В свою очередь мы пытаемся давать результат по средствам, а где-то даже прыгнуть выше головы. До сих пор нам удавалось оправдывать доверие руководства области и наших поклонников. В нынешних условиях здорово, что сохранился не только баскетбол, но и все остальные виды спорта и профессиональные клубы в Саратовской области.
Существует ли негласное внутреннее соперничество между спортивными клубами области — за бюджет, за зрителя, за лояльность?
— Мое личное мнение — мы не должны соревноваться за финансирование. Вражда клубов только навредит самому спорту. Деньги между видами распределяет министерство по своему усмотрению. Я очень благодарен правительству Саратовской области во главе с Романом Бусаргиным и минспорта под руководством Олега Дубовенко, что в наше непростое время они находят ресурсы для поддержки всех клубов, а также дают возможность спортивным дисциплинам развиваться. «Автодору» грех жаловаться. Мы ценим то, что есть, стараемся жить по средствам. Даст бог, когда геополитическая ситуация нормализуется, можно будет говорить об увеличении бюджета.
Убежден, даже если из футбола, хоккея или волейбола заберут какую-то часть денег и отдадут нам, «Автодор» от этого не станет чемпионом. Недопустимо разрушать какой-то вид спорта в угоду другому. У каждой из команд есть своя база поклонников. Лично я — за то, чтобы саратовские болельщики ходили на баскетбол, футбол, хоккей, волейбол. И поддерживали не кого-то отдельно, а Саратов и Саратовскую область. «Автодор» выступает за сотрудничество и взаимодействие между клубами региона. Мы приглашали хоккеистов «Кристалла» и волейболисток «Протона» на свои домашние матчи. В ближайших планах — активизировать совместную работу в медиапространстве с разными командами.
В последнее время появилась информация о том, что серьезные финансовые трудности испытывают «Самара» и «Астана». Говорят, оба клуба могут вынужденно отказаться от услуг легионеров. Не коснутся ли «Автодора» подобные проблемы в обозримом будущем?
— Пока предпосылок к этому нет. Нынешний сезон мы точно проведем на прежнем уровне. На мой взгляд, профессиональный спорт в любые времена остается крайне важной частью социальной жизни. «Автодор» находится на вершине пирамиды развития баскетбола в Саратовской области. Игроки команд Единой Лиги ВТБ являются кумирами и служат примерами для подрастающего поколения мальчишек и девчонок. Если убрать легионеров, то уровень лиги и качество продукта заметно снизятся. На трибунах резко сократится количество болельщиков, в том числе молодых ребят. А падение зрительского интереса неминуемо приведет к оттоку детей из спортшкол.
Олег Владимирович, сформулируйте, пожалуйста, стратегию развития «Автодора»?
— Самое главное — мы сохранили структуру, которую создал мой отец. Теперь стараемся развивать развлекательную составляющую. В дальнейшем мечтаю о том, чтобы построить тренировочный зал с общежитием для молодежи, а также объединить все спортивные школы Саратова и открыть баскетбольный интернат. В качестве образца приведу те условия, которые предоставляют талантливым ребятам в Краснодаре. Надо попытаться хотя бы приблизиться к ним. Естественно, с поправкой на наш бюджет.
Все упирается в деньги?
— Не только. Скорее в отсутствие игровых площадок. Для развития детского баскетбола нужны не такие уж большие средства. А вот спортивных залов для тренировок и игр нам в регионе катастрофически не хватает. Надеюсь, в ближайшее время ситуация изменится в положительную сторону.
Визитной карточкой «Автодора» Владимира Родионова во все времена был быстрый баскетбол, авантюрный «Run & Gun». Почему в нынешнем сезоне команда добровольно отошла от традиционной философии и перестала делать ставку на фирменный переход?
— Мы не враги сами себе. Конечно, нам бы очень хотелось проповедовать быстрый баскетбол. Но для этого нужно иметь хорошую скамейку. Когда мы бежим вшестером — ввосьмером, то в третьей четверти устаем. Для такой игры на протяжении всех 40 минут нужна широкая ротация — это закономерно и объяснимо. Поэтому главный тренер формирует тактику и стиль, исходя из имеющихся в его распоряжении баскетболистов.
Раньше «Автодор» с завидной периодичностью по несколько раз за сезон «цеплял» топ-клубы. Но в последние годы такие победы стали нечастым явлением. Как вы считаете, что нужно нашей команде для того, чтобы не только бороться на равных с грандами, но и время от времени преподносить сенсации?
— Полагаю, у нас есть все для этого. Ведь в первом круге мы хорошо играли и с ЦСКА, и с «Зенитом». К сожалению, снова застопорились в конце матча. Вышедшие на замену баскетболисты не показали того класса, на который мы рассчитывали. Поэтому команде не хватило сил на 40 минут. Но все возможно, ведь впереди продолжительный сезон.
Кто из игроков «Автодора» стал для вас открытием на старте чемпионата?
— Халдеев и Пранаускис. Они очень здорово начали сезон. Затем у обоих случилось несколько неудачных игр. Не исключаю, что это может быть связано с появлением хвалебных статей и комментариев в их адрес. Но в целом, повторюсь, я доволен прогрессом Дмитрия и Виталиюса.
Можно ли рассчитывать на стабильную игру 25-летнего Халдеева и 21-летнего Пранаускиса в течение всего сезона?
— Многое будет зависеть от психологии ребят. Оба они — молодые, активные. Поэтому ключевую роль отвожу ментальной устойчивости игроков. Мы и тренерский штаб много работаем с ними. Все в их руках.
Кто не оправдал ожиданий?
— Эти люди либо уже покинули клуб, либо покинут его в ближайшем будущем.
Болельщики «Автодора» в соцсетях выдвигали различные гипотезы расставания с Егором Кулешовым. Раскройте, пожалуйста, истинную причину?
— Не секрет, что мы брали Егора как снайпера. К сожалению, он даже близко не проявил этих качеств. Единственную игру с ЦСКА вынесем за скобки, ведь нам нужна стабильность. «Автодор» не может позволить себе иметь в составе высокооплачиваемого баскетболиста, который лишь изредка поражает кольцо соперников. Опять вернемся к разговору о длине скамейки. В отдельных матчах октября — ноября команде очень не хватило помощи и очков Кулешова. Заметьте, большинство бросков защитник выполнял без сопротивления. Тренер специально рисовал комбинации под него, но Егор, увы, не попадал даже открытые попытки. У нас была опция выхода из контракта по истечении «трай-аута», и мы решили ей воспользоваться.
Когда Артем Клименко вернется в строй после травмы?
— Наш центровой почти завершил курс лечения после повреждения голеностопа. Мы все с нетерпением ждем появления Клименко на площадке. Рассчитываем, что это произойдет уже совсем скоро.
Новичок «Автодора» Калеб Агада – открытие чемпионата. Однако в ноябре канадец с нигерийскими корнями сочетал феерические матчи и провальными. В чем, на ваш взгляд, причины нестабильной игры защитника?
— Калеб — индивидуально очень сильный игрок. Если бы он в каждом матче показывал высочайший уровень баскетбола, то выступал бы в Евролиге. Кроме того, в связи с западными санкциями в отношении отечественных банков у Агады возникли трудности с переводом денег на свой личный счет в Канаду. Защитник сильно нервничал из-за этого и неудачно провел последние матчи. Хотя со своей стороны клуб выполнил все финансовые обязательства перед спортсменом.
Ожидаются ли трансферы в ближайшее время? Если да, то на какую позицию?
— Я нахожусь в постоянном контакте с главным тренером по поводу возможного усиления состава. Когда возникнет необходимость подписания нового игрока, мы вместе подберем наиболее подходящую кандидатуру.
Удовлетворены ли вы работой Миленко Богичевича во втором сезоне в «Автодоре»?
— Лично я доволен. Мне нравится атмосфера в коллективе. Импонирует, как серб ведет игру. Считаю, Богичевич выжимает максимум из имеющегося состава. Как тренер, он делает все возможное для побед.
Интересует дальнейшая судьба молодых ребят – вчерашних игроков «Автодора-2»: Андрея Федорова, Марата Цыбикова, Дениса Наумова, Дмитрия Яковлева… Они переросли «молодежку» по возрасту, но в основу не проходят. На этой неделе Ярослав Печенджиян отправился в аренду в клуб Суперлиги за игровой практикой. Ждет ли аналогичная судьба остальных парней?
— В начале сезона, на фоне большого количества травм и кадровых трудностей, у них была великолепная возможность закрепиться в составе. Молодые ребята постоянно тренируются вместе с командой. Поэтому они должны были зарекомендовать себя перед тренерским штабом, выходить и показывать игру. Но увы, им не удалось оправдать ожиданий. Думаю, это поняли все, в том числе и сами ребята. Мы им давали все шансы. Сейчас ищем пути выхода из сложившейся ситуации, в том числе рассматриваем варианты с арендой.
Не видите их будущего в Саратове?
— «Автодор» всегда давал и продолжает давать возможности молодежи проявить себя. Всегда! Кто может, тот их использует. Посмотрите на свежие примеры – Петенев, Халдеев, Пранаускис. Но у некоторых других пока не получается. Есть задатки и физические данные, но чего-то все равно не хватает. На тренировках парни показывают себя достойно, а вот в официальных матчах почему-то не идет. Вероятнее всего, присутствует некий психологический барьер. При этом мы не собираемся отворачиваться от наших ребят и продолжим предоставлять им шансы.
Олег Владимирович, расскажите, как клуб мотивирует игроков на победы? Предусмотрены ли премиальные за выигранный матч?
— В трудовом соглашении прописаны бонусы только за выход в плей-офф. Но ведь мы комплектуем команду из профессиональных баскетболистов и вправе рассчитывать на добросовестное и ответственное выполнение ими своих обязательств. Игроки сами должны быть заинтересованы в хороших показателях и высоком результате. Ведь это их хлеб и следующие, более выгодные контракты.
18 декабря — годовщина со дня смерти Владимира Евстафьевича Родионова. Как прошел этот год для вас и «Автодора»?
— Поначалу было очень тяжело. Ни Лига, ни область не понимали, смогу ли я стать достойным преемником отца в качестве руководителя «Автодора». В свое время Евстафьич заложил монолитный фундамент баскетбольной пирамиды, которой раньше почти нигде не было. Мы достойно завершили прошлый чемпионат, провели активную трансферную кампанию и успешно вошли в новый сезон. Привлекли интересных спонсоров, находимся в тесном контакте с министерством спорта Саратовской области. Все видят конкурентоспособный и амбициозный «Автодор», продолжающий заданный ВЕРом путь. Я доволен проделанной за этот отрезок работой.
Как вы считаете, что сейчас сказал бы Владимир Евстафьевич, глядя на те изменения, которые произошли в «Автодоре» за последний год под вашим руководством?
— Если честно, я часто об этом думаю. В некоторых моментах мне действительно не хватает отца, его советов. Конечно, было бы очень интересно послушать, что сейчас сказал бы Евстафьич о нынешнем «Автодоре». Потому что папа всегда скептически относился к чужой точке зрения и считал, что только он все делает правильно. Возможно, в отличие от вечного президента клуба, мне где-то недостает профессионального опыта игры в баскетбол. Но я постарался наладить рабочий процесс и окружить себя командой единомышленников. В одиночку быть успешным и эффективным невозможно. При принятии решений я прислушиваюсь к мнению главного тренера и обсуждаю большинство вопросов с советом «Автодора», в который, помимо меня, входят еще несколько компетентных специалистов.
Резюмируйте, пожалуйста, какие сдвиги произошли во взаимоотношениях между клубом и болельщиками с вашим приходом?
— Мы стараемся идти в ногу со временем, вовлекать и заинтересовывать поклонников. Активно развиваем социальные сети, развлекательную составляющую до, во время и после игр, организовываем фанатские выезды на ряд матчей в другие города, ведем работу с болельщиками. Безусловно, эти моменты пока новые для нас. Но мы набираемся опыта и стараемся предложить болельщикам «Автодора» все самое лучшее по мере своих финансовых возможностей.
Поделитесь, пожалуйста, как обстоят дела с атрибутикой, сувенирной продукцией, брендированной одеждой и экипировкой «Автодора»?
— Мы активно занимаемся этими вопросами. В настоящее время клуб находится в поиске постоянного партнера для изготовления «автодоровского» мерча и рассматривает входящие предложения. Мы ведем работу над несколькими линейками одежды и экипировки, анализируем запросы. У нас есть понимание, какой именно ассортимент товаров хотят люди.
Возглавив «Автодор» в прошлом сезоне, вы удивили баскетбольную общественность тем, что читали все комментарии в соцсетях, а иногда даже сами отвечали пользователям на острые вопросы. Продолжаете ли до сих пор мониторить отзывы о своей работе в интернете? Как в целом реагируете на негатив?
— Читаю все меньше. Почему? Встречается слишком много комментариев необъективных и не по делу. Меня перестали интересовать диванные критики. Зато на объективную и справедливую обратную связь реагирую очень положительно. Мне нравится, когда люди искренне пытаются направить клуб в нужную сторону, например, делятся полезными советами по улучшению развлекательной составляющей. Не понимаю болельщиков, которые в соцсетях начинают лезть в тренерскую работу. Критикуют Богичевича за то, что тот не взял тайм-аут, ругают за ту или иную замену. Я категорически против подобных вещей. Считаю, что обсуждать действия тренера, не зная внутренних причин того или иного решения –— это моветон.
Пожелания болельщикам «Автодора»?
— Поддерживайте команду независимо от того, как мы выступаем. Нам будет приятно. За «Автодор» болели во все времена как за самый провинциальный и самобытный клуб страны. Саратовские болельщики всегда лучше всех в России разбирались в баскетболе. Сейчас на трибунах мы видим много новых лиц. Мне бы хотелось, чтобы они больше узнавали о лучшей игре с мячом и ее правилах. Важно сохранять и укреплять традиции и культуру боления за команду, а также обеспечивать преемственность поколений болельщиков «Автодора».
Пресс-служба БК «Автодор»